Выставка в Венеции «Сокровища затонувшего корабля «Невероятный» Дэмиена Херста — столь же невероятна, как и ее название. Я никогда не видел столь впечатляющее шоу в своей жизни. Художник заполнил два музея сотнями предметов из мрамора, золота и бронзы, хрусталя, нефрита и малахита — героев, богов и левиафанов, которые якобы были потеряны в легендарном кораблекрушении 2000 лет назад и теперь подняты из Индийского океана.
Выставка производит впечатление одновременно чудесной и красивой, потрясающей, комичной и чудовищной. Работа над экспозицией заняла у Херста 10 лет, а стоимость некоторых произведений колеблется от 500 тысяч до 5 миллионов долларов.
«Мое впечатление, что многие из представленных «артефактов» нашли бы достойное применение в больших фешенебельных аквариумах, роскошных домах наших клиентов. Эти артефакты в аквариуме смотрелись бы еще более впечатляюще среди медленно плавающих рыб и пузырей воздуха поднимающихся с дна…»
Дэмиен Херст принимает посетителей историей в лучших традициях Discovery Channel. Согласно легенде, бывший раб Cif Amotan II, накопивший огромное состояние, которое он потратил на сокровища со всего мира, но его корабль Apistos «Невероятный», полный артефактов затонул во время шторма.
В 2008 году он был найден, и объекты были подняты со дна и отреставрированы за личные средства художника. Для того чтобы максимально заинтересовать зрителей и убедить их в реалистичности истории, художник снял небольшое «документальное» видео о дайверах, которые работали на месте крушения. На ролике видно, как они достают из воды скульптуры.
Однако вскоре становится ясно, что вся легенда повествования является подделкой – артефакты слишком современны и едва стилизованы, слишком большая географическая область объектов (от ацтекского календаря, египетских скульптур до индуистских божеств).
«Кораллы» выглядят слишком красочными, чтобы быть настоящими и при ближайшем рассмотрении оказываются пластиковыми, а на некоторых можно рассмотреть гриф «made in china».
Медведь Балу, Микки Маус, Гуфи и робот трансформер окончательно разрушают историю. Огромные экспонаты были созданы в последние годы и отражают довольно популярные темы в мифологических и кинематографичных фигурах. Как скульптуры, они сразу же впечатляют своими необычайно монументальными форматами, совершенством обработки материалов, например, механической обработкой камня.
Британский скульптор, который прославился произведениями о смерти и скоротечности жизни, а также о красоте природы, посвятил свою выставку теме затонувших артефактов. Скульптуры предварительно выставлялись на морском дне в течении многих месяцев, что бы создать эффект естественного старения материалов.
Во многих работах Дэмиен Херст привносит цвета и формы природы в гиперреалистичные образы людей как единое целое. С одной стороны, это исследование художника о красоте античной скульптуры, с другой — дихотомия природы. Трансформация (метаморфоза) живого в камне, чтобы преодолеть конечность существования, с одновременным видимым старением и трагедией, парящей над всем сущим. История, по словам Дэмиена Херста, основана на фрагментах, эффективность в гигантских форматах, виртуозном исполнении, мнимой истории, включая впечатляющие подводные съемки.
«Сокровища с места крушения «Невероятного» — это остроумная, пусть и не очень новая шутка о том, что каждое новое поколение фальсифицирует исторические факты как ему угодно.
Автор: Andrew Nemo специально для nemo.by
0