В отличие от двухмерного изображения аквариум имеет третье измерение – глубину (не путать с высотой). Законы перспективы активно используются при его оформлении. Более того, приемы иллюзии перспективы при создании аквариумной композиции особенно эффективны, благодаря, присутствию специфической трехмерной среды внутри аквариума.
Для того чтобы создать иллюзию объема любого изображения, в том числе и аквариумной композиции, необходимо имитировать реальную перспективу. Другими словами, наблюдая за окружающим миром, мы можем сделать выводы о том, что делает его объемным для нас.
Надо понять, что человеческие органы зрительного восприятия любые объемные объекты интерпретируют, как двухмерные. Отсюда следует, что нас легко обмануть, создав иллюзию глубины или объема, чем собственно и развлекаются художники, рисуя мух, которых хочется смахнуть, или завесу холста, которую наблюдатель пытается отодвинуть рукой. Все это иллюстрирует двухмерность интерпретации нашего зрения.
Эту особенность человеческого восприятия необходимо использовать и при оформлении аквариума, поскольку, даже иллюзорный объем, делает аквариумную композицию более натуральной.
В изобразительном искусстве существует понятие – линейной перспективы. Наглядно она выражается в визуальном сведении двух параллельных прямых по мере их удаления от наблюдателя. Если мы хотим усилить ощущение перспективы аквариума, то должны создать подобие, сужающейся к задней стенке, «дороги» из контрастных растений или грунта.
Любые линии композиции, сводящиеся к заднему плану, будут усиливать перспективу аквариума. При его оформлении всегда необходимо отходить для контроля на место наблюдателя, учитывая, что смотреть на аквариум будут под разными углами.
Если мы посмотрим на детский рисунок, то обнаружим его абсолютно плоским. Ребенок рисует облака, как правило, в двумерной плоскости. Однако в жизни мы наблюдаем, что дерево вдалеке гораздо меньше дерева вблизи. Кроме того, и облака и деревья, и горы вдали менее контрастны, чем, находящиеся на переднем плане. Если бы ребенок изобразил облака, уменьшающиеся в размерах, по мере удаления и вдобавок сделал бы их менее контрастными, то его рисунок приобрел бы объем.
В аквариуме мы также можем использовать уменьшение размеров и контраста декораций заднего плана, с целью создания иллюзии глубокой перспективы. Если с размерами декораций все ясно, то контрастность можно понизить, применяя более плавные формы и уменьшая интенсивность в зоне их освещения.
Существует также понятие обратной перспективы. Этот прием используют для оригинальных решений аквариумных композиций. Чтобы достичь психоделического эффекта обратной перспективы необходимо действовать с точностью до – наоборот. То есть – задний план делать более ярким и контрастным, а передний расплывчатым и темным.
Иконы – являются ярким примером обратной перспективы: иконописцы считали, что в них бог смотрит на человека, а не человек на бога.
Автор: М.Тамилин специально для nemo.by